Сейдер-Песах, или шоб все понимали, чем мы занимаемся
Решил составить гайд для этого эпизода себе на радость, интересующимся в помощь.
Пейсах (ударение на первый слог) или "Песах", или "Пэсах", зависит от диалекта - почитай самый важный праздник еврейского календаря и отмечает такое важнейшее событие в еврейской истории как Исход из Египта и освобождение из рабства.
Что вообще за название такое?
"Пе сах" на арамейском значит "Он миновал" и связано вот с чем. Б-г явился Моше Рабейну (Моисей) и сказал, что евреев надо выводить, а египтян карать. Там была длинная майса с казнями египетскими, но об этом вы прочтёте в вики. Короче говоря, он решил убить всех египетских младенцев-первенцев. Б-г ветхозаветный это вам не Иисус с "возлюби ближнего своего", любил повеселиться, но он боялся малость переработать и в гневе порешать и правоверных евреев тоже, поэтому повелел каждой еврейской семье заколоть агнца и вымазать кровью дверной косяк, чтобы и ему было приятно и удобнее видеть еврейские хижины. Потом в каждой хижине, кроме тех, косяки которых были мазаны жертвенной кровью, был устроен божий суд, а те, которые были помазаны "Он прошёл мимо"; отсюда, кстати, английское Passover) и русское "Пасха" в греческом произношении). Это уже потом приплели Иисуса для удобства христиан и сделали большую ненависть, ибо многие до сих пор уверены, что евреи как-то причастны к гибели Христа. Церковь в общем-то сложа руки не сидела.
Что такое "сейдер"? - с арамейского (он ещё не раз мелькнёт) - "порядок" (ударение опять на "е"). Это вообще значит всё, что угодно, миропорядок, заведённый порядок вещей, а в Израиле до сих пор на вопрос: "Как дела?" отвечают "всё бэ сэдэр", то есть, "в порядке". В нашем случае означает определённый порядок действий в ритуале празднования Пейсаха.
Есть какие-то атрибуты?
Есть. Много. Центральный - кеара, серебряное (глиняное, керамическое, но классически серебряное) блюдо с выемками, куда кладутся символические "блюда" пасхальной трапезы.
Свернутый текст
выглядит вот так
По центру собственно написано "Песах", а в выемках - названия продуктов.
Мясо ("зроа" = "рука", перст Б-жий, указующий выход из Египта) - в Америке часто берут shankbone (говяжий или птичий подбедерок, потому что по форме похоже), но традиционно это был кусочек куриного горла, который означает того самого ягнёнка,что всех евреев спас. Его надо поджарить на огне или хотя бы опалить свечой, если вы современный.
Яйцо ("бейца" - оно и в Африке яйцо, есть версия, что это из-за древнего символа жизни, доавраамического, но это не точно, а ещё так называется часть Талмуда, но это просто сайдноут) - в память о пасхальной жертве, совершавшейся в Иерусалимском храме и в скорбь о том, что его таки разрушили и теперь у евреев никогда его не будет. Его надо сварить вкрутую и обязательно прокалить на открытом огне, чтобы слегка прихватилось.
Марор ("горькие") - тёртый хрен, модные и современные берут обычно горький зелёный салат, но я люблю хрен, потому что потом его можно положить к гефилте. (это заслуживает отдельного поста!). Традиционно в хрен добавляют свёклу и это очень вкусно, если бы не символизировало горечь рабства в Египте.
Харосет - это смесь из корицы, сухофруктов и вина, если можете разжиться орехами - их тоже туда. Сладко, что аж приторно - главное - дегустацией не увлекаться. Напоминает о тяжёлом труде евреев-каменщиков в Египте и должно быть похоже на глину, которой промазывали кирпичи.
Карпас - горькая трава, в Израиле часто сельдерей, но в диаспоре чаще варёная картошка или петрушка или редька или луковица, чтобы аж до слёз (вы найдите в России-Украине-Беларуси сельдерей в позапрошлом веке, я на вас посмотрю!), один штук, которую макают в подсоленную воду в память о слезах, пролитых из-за египетских надсмотрщиков.
Ещё обязательно нужно много мацы для всего праздника, а для ритуала - три листа, потому что хамец и кушать дрожжи нельзя (перед Песахом моя тётя таки облазит весь дом, бедная и всё дрожжевое умрёт страшной смертью) и вино, обязательно кошерное (чистое или разведённое), агада (пасхальная история Исхода) и полотенце, чтобы мацу заворачивать.
Как вести сейдер?
Седер ведёт обычно самый старший за столом или хозяин дома
1. "Кадеш" (освяти) – приказание произнести молитву Кидуш, освящающую праздник и состоящую из трех благословений: на вино, на праздник и шеэхейону – (традиционное благословение на новые события, новые плоды и т. п.). После этого выпивают первый из четырех бокалов вина. Каждый участник седера пьет свой бокал вина полулежа, опираясь на левую руку.
Четыре их потому что было четыре суления Б-га: вывести из Египта, избавить от рабства, примет их с распростёртыми объятиями и сделает своим избранным народом.
2. "Урхац" (умой) – все участники седера моют руки.
3. "Карпас" – кусочек лука или картофелины, который лежит на кеара, едят, предварительно обмакнув в соленую воду и произнеся соответствующее благословение для овощей.
4. "Яхац" (раздели) – берут среднюю мацу и ломают пополам, после чего меньшую часть возвращают на место (в середину между двумя мацами), а большую заворачивают в полотенце и прячут, чтобы съесть в конце (искать обычно посылают детей, это называется афикоман)
Наполняют второй бокал вина.
5. Магид ("рассказывай) - ведущий начинает читать агаду, или толкование, кому как нравится, читают на арамейском, после переводят. Cамый младший за столом начинает задавать 4 вопроса, обычно их поют на идише (сейчас уже на иврите)
1. Во все остальные ночи мы едим хлеб и мацу, но в эту - только мацу, почему?
2. Во все остальные ночи мы едим все овощи, но в эту - только марор, почему?
3. Во все остальные ночи, мы не обмакиваем карпас даже один раз, но в эту - целых два, почему?
4. Во все остальные ночи мы сидим за столом прямо, почему сегодня мы сидим облокотившись?
6. Рахца ("омовение") После этого читают пасхальную агаду, отвечая на все эти вопросы, пьют второй бокал вина и снова омывают руки, чтобы перейти к следующему шагу. Всё делают молча, так как пока не съешь мацу, говорить нельзя.
7 и 8. Моци-маца ("благослови мацу") - над двумя оставшимися читают благословение и каждый ест по кусочку мацы. Едят облокотившись, как свободные люди.
9. Марор - марор обмакивают в харосет и читают благословение, тоже облокотившись едят.
10. Корех ("сверни") - ведущий берёт нижнюю мацу и помещает между двумя кусочками марор, который смочен в харосете наподобие бутерброда, все делают то же самое и говорят благословение. Едят облокотившись.
11. Шульхан орех ("накрой на стол") - таки теперь можно кушать. Обычно едят гефилте фиш (фаршированную рыбу), суп с клёцками и кугл, ну и вообще что душе угодно. Можно пить ещё вина кроме обязательных четырёх бокалов.
12. Цафун ("конец трапезы") - после всего детям поручают найти афикоман (см. п. 4) и дают им за это "выкуп" - мелкие деньги или подарки, ибо без того, чтобы съесть афикоман сейдер не закончить. Снова едят остатки мацы и кусочек афикомана. После этого ничего больше есть нельзя.
13. Берах ("благословение" - Барак Обама оттуда же, кстати и ваш дядя Борух в СССР ставший просто Борей) - наполняют третий бокал, читают благословение и выпивают облокотившись.
14. Галель ("хвала") - наливают четвёртый бокал и отставляют в честь Элияhу (Ильи-Пророка), открывая
дверь в комнате и входную тоже, читают хвалебную молитву, пьют облокотившись.
15. Нирца ("служение принято") - сейдер закончен, Б-г благословил, можно петь красивые пасхальные песни и веселиться. Завершают традиционной формулировкой: "Лешана габа б'йерушалаим" - "В будущем году в Иерусалиме", надеясь встретить следующий Исход в Святом городе в Эрец Исроэль, а не в галуте.
Ну вот и всё, в общем-то, кошерного и весёлого Пейсаха, друзья!
При написании частично использовались материалы с сайта Хабада
Отредактировано Abe Shapira (2024-06-19 20:46:27)